« | Главная | »

Снова, как прежде, один

Опубликовал Художник | 7 июля 2010

«Снова, как прежде, один» (на слова Д. М. Ратгауза). Вскоре после окончания Шестой симфонии Чайковский создал свой пос­ледний цикл романсов на слова поэта Ратгауза. Цикл составляют шесть романсов: «Мы сидели с тобой», «Ночь», «В эту лунную ночь», «Средь мрачных дней», «Закатилось солнце» и «Снова, как прежде, один». Последний из них — кода цикла — носит трагиче­ский характер, выражая глубокую скорбь одинокого человека.

Музыка романса поражает необычайной собранностью, просто­той, лаконизмом. Как и в Шестой симфонии, большое выразитель­ное значение приобретают здесь секундовые мелодические интонации-«вздохи». Они звучат с первых же тактов фортепианного вступления

Эти же секундовые интонации развиваются в партии фортепи­ано, появляясь каждый раз как скорбный отзвук-ответ на произне­сенную голосом фразу:

Особенно напряженно звучат эти секунды в момент большого при восходящем, секвенционном развитии мелодической линии голоса и появлении цепи секундовых интонаций в партии фортепиано: «В звездах горят небеса… Где теперь, милая, ты?» и далее. Первоначальная мелодия и повторение музыки вступления в постлюдии замыкают скорбный лирический монолог.

Глубокая душевная боль, но одновременно и сдержанность чув­ства, переданы Чайковским также через нарочито мерный, однооб­разный ритм. Мелодия, как бы скованная упорно повторяющимся ритмом сопровождения, движется в пределах узкого диапазона ма­лой терции. Напряженности интонационного развития содействует сочетание двух разных ритмических фигур — триолей в голосе и дуолей в фортепианной партии. Драматический элемент вносится в музыку «колокольным» звучанием повторяющегося баса (звук ля).

Романс «Снова, как прежде, один…» — одно из самых трагиче­ских произведений Чайковского последних лет его жизни.

Комментирование закрыто.