« 1956. Ноябрь. 225–летие первого в мире полета на тепловом аэростате изобретателя Крякутного | Главная | 1956. Январь – ноябрь. К 225–летию со дня рождения полководца А. В. Суворова »
Римский-Корсаков — Творческая жизнь
Опубликовал Художник | 9 сентября 2010
Римский-Корсаков прожил долгую творческую жизнь.
Сформировавшись, как и остальные кучкисты, под идейным влиянием общественного движения 60-х годов, он оставался выразителем благородных демократических стремлений на всем протяжении почти сорокалетнего творческого пути, захватившего и годы первой русской революции. Подчеркивая свою принадлежность к «шестидесятничеству», композитор так говорил на склоне лет о себе и более молодых композиторах, группировавшихся около него на рубеже XIX—XX веков: «Мне кажется, я, да и все мы, суть деятели конца XIX века и периода от освобождения крестьян до падения самодержавия».
Вместе с тем каждый из новых периодов в общественном развитии России оставлял свой отпечаток на мировоззрении и творчестве композитора. Усиление драматического начала в сочинениях 1890-х и 1900-х годов явилось в известной степени отголоском обострившихся идейно-общественных противоречий и социальных Столкновений, которые переживала Россия на грани двух столетий. Большое развитие получила в поздних сказочных операх Римского-Корсакова социально-обличительная тематика, что находилось в прямой связи с бурным ростом народно-освободительного движения и с революцией 1905 года.
Оперы-сказки последних лет выражают веру композитора в неизбежную гибель царства бесправия и угнетения («Кащей Бессмертный»), в них беспощадно разоблачается и зло осмеивается самодержавие (отдельные моменты в «Сказке о царе Салтане», но особенно опера-сатира «Золотой петушок»). Здесь сказалась глубокая связь творчества Римского-Корсакова с критическим, обличительным направлением в русском искусстве, с традициями Гоголя и Салтыкова-Щедрина, а также с сатирической струей в народном творчестве, особенно ярко проявившейся в канун и во время первой русской революции.
Народное искусство имело огромное значение для Римского-Корсакова не только как источник сюжетов, тем и образов. Оно определило многие стилевые, жанровые, драматургические особенности его произведений. Замечательное своеобразие придают этим произведениям заключенные в них подлинные народные мелодии или авторские темы, сочиненные с сознательным приближением к духу и языку народной музыки.
На протяжении большей части своей жизни Римский-Корсаков, подобно другим членам балакиревского кружка, разрабатывал преимущественно стиль крестьянского песенного творчества. Мы наблюдаем в его музыке влияние протяжной, хороводной, плясовой песни, былины, исторической песни и духовного стиха, а также скоморошьего искусства, мелодий древнерусского церковного происхождения. При этом, из всех товарищей по кружку, Римский-Корсаков особенно широко использовал различные виды древнейших обрядовых песен, связанных с трудовым земледельческим бытом народа, с его поэтическими представлениями о стихийных силах и явлениях природы.
Однако начиная с 90-х годов, в связи с отмечавшимися выше новыми тенденциями, наблюдается и определенное расширение интонационных связей. В музыку Римского-Корсакова проникают элементы городской песенности. В сказочных операх-сатирах XX века чувствуется прямое влияние современной уличной песни.
Источники корсаковской музыки не исчерпываются, однако, народным творчеством. Подобно Глинке и своим современникам-кучкистам и Чайковскому, он чутко воспринимал и претворял лучшие достижения мировой музыкальной культуры, отдавая в этом отношении особенное предпочтение композиторам-романтикам (Листу, Шопену, в меньшей степени Берлиозу и Вагнеру).
При этом Римский-Корсаков нигде не впадал в подражательность. Его сочинения всегда окрашены яркой композиторской индивидуальностью, самобытной музыкальной фантазией.
В мелодике его произведений одно из первых мест занимают темы народного склада, связанные с древнейшими обрядовыми песнями (календарными, игровыми), отличающиеся сравнительной краткостью мелодического дыхания, преобладанием одного характерного оборота.
Комментирование закрыто.