« | Главная | »

Римский-Корсаков — Творческая жизнь

Опубликовал Художник | 9 сентября 2010

Римский-Корсаков прожил долгую творческую жизнь.

Сформировавшись, как и остальные кучкисты, под идейным влиянием общественного движения 60-х годов, он оставался выра­зителем благородных демократических стремлений на всем про­тяжении почти сорокалетнего творческого пути, захватившего и годы первой русской революции. Подчеркивая свою принадлеж­ность к «шестидесятничеству», композитор так говорил на склоне лет о себе и более молодых композиторах, группировавшихся около него на рубеже XIX—XX веков: «Мне кажется, я, да и все мы, суть деятели конца XIX века и периода от освобождения крестьян до падения самодержавия».

Вместе с тем каждый из новых периодов в общественном развитии России оставлял свой отпечаток на мировоззрении и творчестве композитора. Усиление драматического начала в сочине­ниях 1890-х и 1900-х годов явилось в известной степени отголос­ком обострившихся идейно-общественных противоречий и соци­альных Столкновений, которые переживала Россия на грани двух столетий. Большое развитие получила в поздних сказочных опе­рах Римского-Корсакова социально-обличительная тематика, что находилось в прямой связи с бурным ростом народно-освободи­тельного движения и с революцией 1905 года.

Оперы-сказки последних лет выражают веру композитора в неизбежную гибель царства бесправия и угнетения («Кащей Бессмертный»), в них беспощадно разоблачается и зло осмеива­ется самодержавие (отдельные моменты в «Сказке о царе Салтане», но особенно опера-сатира «Золотой петушок»). Здесь ска­залась глубокая связь творчества Римского-Корсакова с кри­тическим, обличительным направлением в русском искусстве, с традициями Гоголя и Салтыкова-Щедрина, а также с сатириче­ской струей в народном творчестве, особенно ярко проявившейся в канун и во время первой русской революции.

Народное искусство имело огромное значение для Римского-Корсакова не только как источник сюжетов, тем и образов. Оно определило многие стилевые, жанровые, драматургические особен­ности его произведений. Замечательное своеобразие придают этим произведениям заключенные в них подлинные народные мелодии или авторские темы, сочиненные с сознательным приближением к духу и языку народной музыки.

На протяжении большей части своей жизни Римский-Корсаков, подобно другим членам балакиревского кружка, разрабаты­вал преимущественно стиль крестьянского песенного творчества. Мы наблюдаем в его музыке влияние протяжной, хороводной, плясовой песни, былины, исторической песни и духовного стиха, а также скоморошьего искусства, мелодий древнерусского церков­ного происхождения. При этом, из всех товарищей по кружку, Римский-Корсаков особенно широко использовал различные виды древнейших обрядовых песен, связанных с трудовым земледель­ческим бытом народа, с его поэтическими представлениями о сти­хийных силах и явлениях природы.

Однако начиная с 90-х годов, в связи с отмечавшимися выше новыми тенденциями, наблюдается и определенное расширение ин­тонационных связей. В музыку Римского-Корсакова проникают элементы городской песенности. В сказочных операх-сатирах XX века чувствуется прямое влияние современной уличной песни.

Источники корсаковской музыки не исчерпываются, однако, народным творчеством. Подобно Глинке и своим современникам-кучкистам и Чайковскому, он чутко воспринимал и претворял луч­шие достижения мировой музыкальной культуры, отдавая в этом отношении особенное предпочтение композиторам-романтикам (Ли­сту, Шопену, в меньшей степени Берлиозу и Вагнеру).

При этом Римский-Корсаков нигде не впадал в подражатель­ность. Его сочинения всегда окрашены яркой композиторской ин­дивидуальностью, самобытной музыкальной фантазией.

В мелодике его произведений одно из первых мест занимают темы народного склада, связанные с древнейшими обрядовыми песнями (календарными, игровыми), отличающиеся сравнитель­ной краткостью мелодического дыхания, преобладанием одного ха­рактерного оборота.

Комментирование закрыто.