« | Главная | »

Последние работы

Опубликовал Художник | 2 сентября 2010

Последние две работы были предприняты композитором в пер­вой половине 1906 года, во время творческой паузы, вызванной студенческими волнениями, разыгравшимися в Петербургской кон­серватории на протяжении 1905—1906 годов. Римский-Корсаков принял активное участие в этих событиях и выступил на стороне революционно настроенных учащихся. Поддержав требования бас­тующих, он обнаружил выдающееся гражданское мужество и вы­разил свое оппозиционное отношение к реакционным властям. Не ограничившись выступлениями на заседаниях Художественного совета консерватории, композитор опубликовал в газетах ряд от­крытых писем. В них он резко осуждал реакционные действия дирекции консерватории и Русского музыкального общества (во главе последнего стоял один из великих князей). В ответ на это дирекция РМО уволила Римского-Корсакова из консерватории. В кругах музыкальной общественности поднялась буря возмуще­ния. В знак протеста демонстративно покинул Петербургскую кон­серваторию ряд ведущих профессоров (Глазунов, Лядов, Ф. Блуменфельд, Есипова), в печати появились негодующие отклики, среди них — статья Стасова, обличавшая царских чиновников от искусства, гонителей русской музыки. «Глинку разные «распоря­дители» сглодали и замучили, Даргомыжского — сглодали и за­мучили, Мусоргского и Бородина — тоже, Балакирева — тоже; те­перь дошло дело до Римского-Корсакова. Какое отвращение! Ка­кой стыд!..» — писал Стасов.

Ярким свидетельством высокой оценки гражданского мужества композитора со стороны общественности явилась постановка его оперы «Кащей Бессмертный» в марте 1905 года силами учащихся консерватории и по их инициативе. После исполнения оперы нача­лось чествование Римского-Корсакова, выражение ему сочувствия и поддержки. Первым произнес горячую речь в защиту компози­тора Стасов, за ним выступили другие ораторы, в их числе — представитель рабочих. Вечер принял характер политической де­монстрации. Присутствовавшая в помещении театра Комиссаржевской (где проходил спектакль) полиция прервала митинг и запретила второе, концертное отделение. Вскоре последовало запре­щение исполнять в России произведения Римского-Корсакова, ком­позитор был взят под негласный полицейский надзор.

В связи с ростом революционного движения в стране и нара­станием политического кризиса, реакционные силы были вынуж­дены пойти на уступки. Консерватория получила относительную самостоятельность (была освобождена от подчинения РМО) и, в частности, право избрания директора. Первым выборным ди­ректором стал Глазунов. От имени Художественного совета он нет медленно пригласил Римского-Корсакова обратно в консервато­рию. Таким образом, передовая музыкальная общественность и Римский-Корсаков оказались победителями.

Революционно-демократические черты мировоззрения Римско­го-Корсакова, стойкого «шестидесятника», нашли выражение в его произведениях и замыслах последних лет. В конце 1905 года ком­позитор приступил к работе над сюжетом оперы «Стенька Разин», намереваясь запечатлеть образ народного героя — избавителя на­рода от гнета. К сожалению, эта опера по ряду причин не была написана.

Интересным откликом на революционные события явилась и обработка для симфонического оркестра «Дубинушки», бытовав­шей тогда в качестве революционной песни. Эта обработка воз­никла под впечатлением демонстрации, виденной композитором в Москве осенью 1906 года.

Завершает творческий путь Римского-Корсакова опера «Зо­лотой петушок», сочиненная им в период с октября 1906 по ав­густ 1907 года. Пушкинский сюжет послужил композитору для создания сатирической оперы, беспощадно обличающей самодержавие. Последние месяцы жизни композитора были отравлены борьбой с царской цензурой, настаивавшей на изменении многих мест словесного текста и покушавшейся даже на пушкинские стихи. Ценой больших усилий и волнений Римскому-Корсакову удалось отстоять неприкосновенность печатного либретто, но опе­ра в первой постановке шла все же с многочисленными измене­ниями в тексте. «Золотой петушок» был поставлен лишь после смерти Римского-Корсакова в сентябре 1909 года (Московская частная опера Зимина).

Комментирование закрыто.