« | Главная | »

Развитие композиторской техники

Опубликовал Художник | 4 сентября 2010

Одновременно Римский-Корсаков трудится над развитием и совершенствованием своей композиторской техники, недостаточ­ность которой стала для него весьма ощутимой. 1874 и 1875 годы прошли для Римского-Корсакова в усиленных занятиях гармо­нией, контрапунктом, инструментовкой. Обучая других, он учился сам, не стыдясь обращаться за советами и помощью к своим то­варищам, профессорам консерватории, и к Чайковскому. Послед­ний отнесся с глубокой симпатией и сочувствием к этим занятиям Римского-Корсакова. Он писал: «Знаете ли, что я просто прекло­няюсь и благоговею перед Вашей благородной артистической скромностью и изумительно сильным характером! Все эти бесчис­ленные контрапункты, которые Вы проделали, эти 60 фуг и мно­жество других музыкальных хитростей — все это такой подвиг для человека, уже восемь лет тому написавшего «Садко», что мне хотелось бы прокричать о нем целому миру. Я прихожу в изумле­ние и не знаю, как выразить мое бесконечное уважение к Вашей артистической личности… Я в самом деле убежден, что при Ва­шем громадном даровании, в соединении с тою идеальной добро­совестностью, с которой Вы относитесь к делу,— из-под пера Ва­шего должны выйти сочинения, которые далеко оставят за собою все, что до сих пор написано в России…»

Приобретенную технику Римский-Корсаков широко использо­вал в сочинениях этого времени (симфония До мажор, камерные инструментальные ансамбли, полифонические хоры без сопровож­дения, фортепианные пьесы), но они все же составили лишь пере­ходный этап в творческом пути композитора.

Вторая половина 70-х годов ознаменовалась работой Римского-Корсакова над двумя песенными сборниками, и, в связи с этим, изучением народной поэзии и обрядов. Занявшись первоначально обработкой напевов, сообщенных ему любителем народных песен Т. Филипповым, композитор вскоре обратился к составлению соб­ственного сборника. В нем он стремился представить лучшие об­разцы народной крестьянской песни, обратив особенное внимание на древнейшие — обрядовые и эпические жанры. Заинтересовав­шись народными обрядами поклонения солнцу, Римский-Корсаков стал знакомиться с исследованиями по этому вопросу, еще больше увлекся поэтической стороной культа поклонения солнцу и еще сильнее пленился чудесными старинными мелодиями, хранившими дух далекой языческой старины. Столь широкое и углубленное изучение народного музыкального и поэтического творчества ока­зало, как писал сам Римский-Корсаков, огромное влияние на на­правление его композиторской деятельности.

Одновременно с составлением сборников он принял участие в редактировании оперных партитур Глинки (совместно с Бала­киревым и Лядовым) для предпринятого Л. И. Шестаковой но­вого издания.

Работа над народным творчеством и над глинкинскими опе­рами явилась для композитора, по его словам, «благотворной школой, выводившей на путь современной музыки после перипе­тий контрапунктики и строгого стиля». К концу 70-х годов про­хождение Римским-Корсаковым «музыкальных университетов» было закончено, и результаты сказались в двух его ближайших крупных произведениях — операх «Майская ночь» и «Снегурочка». В них, особенно в «Снегурочке», композитор заложил основы своего сказочно-эпического оперного стиля.

Комментирование закрыто.