Материалы | Картины знаменитых художников


Материалы

Материалы, включенные в сайт, состоят из нескольких разделов.

В первый входят биографии художника, пять наиболее полных и интересных жизнеописаний, принадлежащих в основном перу его современников: итальянцев Джованни Бальоне, Джованни Пьетро Беллори, Джулио Манчини и двух северян — нидерландца Карела ван Мандера и немца Иоахима фон Зандрарта. Поэтому, не придерживаясь строгого хронологического принципа, мы помещаем их раньше других исторических документов. Последние относятся не к биографическому жанру и представляют собой, скорее, образцы своеобразной художественной критики того времени, субъективно и произвольно отмечающей недостатки и достоинства живописи Караваджо. Таково письмо-трактат Винченцо Джустиниани, где среди описаний различных живописных методов на пятом месте упоминается «манера Караваджо»; противоречивый и страстный «диалог», а вернее, «монолог» Кардуччо о нем; благоприятные оценки Пьетро да Кортона и Франческо Сканелли; отрицательный, предпринятый с позиций академизма отзыв Чезаре Мальвазиа: своеобразная, но малоправдоподобная «новелла» Пассери; заметка Бальдинуччи и диалог французского художественного критика XVII века Фелибьена.

Второй раздел, начинающийся с контракта, заключенного между Петерцано и Караваджо, содержит в основном судебные документы — допросы Караваджо и современных ему мастеров по поводу пасквиля, написанного ими на живописца Бальоне, а также различные обвинения, направленные против художника, жизнь которого изобиловала происшествиями, имевшими часто уголовный характер. Заканчивается второй раздел историческими документами о принятии Караваджо в члены Мальтийского ордена и изгнанием его оттуда. В этом разделе в документах, приводимых по книге У. Фридлендера «Garavaggio Studies» в квадратных скобках сохранены его пояснения.

Третий раздел касается документов, непосредственно связанных с его творчеством, с созданием монументальных живописных циклов, а также отдельных алтарных образов для ряда римских церквей. Сюда включены нотариальные договоры между духовенством и художником, а также ряд писем, направленных мантуанскому и моденскому герцогам — покупателям этих картин, где неоднократно упоминаются имена Рубенса и других мастеров, дававших высокие оценки творчеству Караваджо.