« ЧЖУ ДА (1626-1705) | Главная | Е. И. КОСС-ДЕНЬШИНА (Род. 1901 г.) »
С. Д. ЭРЬЗЯ (1876—1959)
Опубликовал Художник | 24 ноября 2012
Произведения выдающегося мастера скульптуры Эрьзи подчас поражают дерзновенностью фантазии и смелостью форм. Эрьзю в первую очередь привлекали сильные характеры, острые драматические ситуации. В творчестве скульптора объединились реалистические традиции русской и мировой художественной культуры. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества он занимался у С. М. Волнухина.
Близкими по духу ему были произведения С. Т. Коненкова и А. С. Голубкиной. На протяжении всей жизни, даже живя на чужбине, скульптор всеми помыслами был тесно связан с судьбой своего народа. В этом плане показательно происхождение псевдонима художника. Эрьзя — это название одной из народностей Мордовии, откуда происходит Степан Дмитриевич Нефедов. Гордость за свой народ, стремление воспеть его в своем творчестве подсказало скульптору это имя.
Уже первые скульптуры Нефедов подписывает псевдонимом Эрьзя. Как это ни покажется странным, но впервые это имя приобрело известность за границей, в Италии, где некоторое время в начале 1900-х годов жил Эрьзя. На Всемирной выставке 1909 года его скульптура «Перед казнью» оказалась в центре внимания. В фигуре осужденного чувствуется большая воля. Впоследствии Эрьзя не раз обращался к теме борьбы и философского осмысления прожитой жизни. Таковы его «Расстрел» и «Жертвы революции 1905 года». Уже в ранних работах у художника проявляется тяготение к образам-символам. Такова, например, скульптура «Тоска» (1907), где Эрьзя создал образ человека, объятого душевной мукой.
Великая Октябрьская социалистическая революция внесла новую струю в творчестве Эрьзи. В эти годы он много и плодотворно работает над сооружениями памятников и монументов. Некоторая часть из них была выполнена в аллегорической условно-обобщенной форме. В Свердловске, где он трудился в первые годы революции, им было разработано несколько проектов монументов, символизирующих победу труда и трудового народа. Долгие годы, проведенные в Аргентине, где скульптор жил с 1926 по 1950 год, наложили свой отпечаток на все его последующее творчество. В это время художник начал использовать новый материал — очень твердые местные породы деревьев — квебрахо и альгарробо.
Эрьзя совершенствует свое мастерство, старается раскрыть природные особенности дерева, использовать его пластическое богатство. Так возникают причудливые по форме скульптуры, близкие к сказочным образам. Естественные образования дерева — наросты, изгибы, фактуру — скульптор умело и тактично оставляет необработанными, добавляя к уже созданным природой формам некоторые штрихи. В поисках усиления выразительности образа художника прибегает к преувеличениям, заострениям формы. Он часто использует образ-символ, образ- маску для передачи присущих человеку психологических состояний. Таковы его скульптуры: «Отчаяние», «Ужас», «Тоска», «Думы», «Мужество» и другие.
Эрьзя любил изображать сильные и страстные натуры, его привлекали героические личности, талантливые и великие люди. Он создает портрет Бетховена, олицетворяющий величие и мощь человеческого духа, продолжает тему мыслителя и философа в портрете Льва Толстого, показывает народного героя, мужественного и мудрого, в образе Александра Невского.
Своеобразным преломлением чувства тоски по родине у художника стало обращение к народным образам. Он создает целый ряд произведений, которые напоминают ему давно прошедшие годы детства и юности. Таковы портреты матери и отца. Скульптор часто задумывается над сущностью творческой личности. Это находит отражение в его автопортретах. Автопортрет* 1947 года представляет собой образ большой трагической силы. После возвращения на родину уже немолодой скульптор начинает осваивать новую для него социалистическую действительность. Он создает образы советских тружеников, работает над женскими фигурами, в которых персонифицированы республики СССР.
Творчество Эрьзя неотделимо от жизни и искусства мордовского народа. Именно эта связь с лучшими традициями народного искусства поддерживала и вдохновляла скульптора во все времена его долгой и плодотворной жизни.
Литература: Б. Н. Полевой. С. Эрьэя (Степан Дмитриевич Нефедов). Саранск, 1069.
Комментирование закрыто.