« | Главная | »

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ

Опубликовал Художник | 13 августа 2010

Традиции Глинки и Даргомыжского нашли свое продолжение не только у композиторов Могучей кучки, но и в творчестве их современника — Петра Ильича Чайковского. Созданные им оперы и балеты, симфонические и камерные произведения явились но­вым, ценнейшим вкладом в русское искусство XIX века. Велико было также значение педагогической и публицистической деятель­ности Чайковского в развитии национального профессионального образования и критики.

Путь композитора Чайковский начал в середине 60-х годов. В 70-х годах он был уже автором многих выдающихся сочинений, в том числе оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», четырех симфоний, программно-симфонических произведений «Ро­мео и Джульетта» и «Франческа да Римини». Но наивысшего рас­цвета достигло его дарование в 80-х и в начале 90-х годов, когда им были созданы такие шедевры мирового музыкального искус­ства, как балет «Спящая красавица», опера «Пиковая дама», Пя­тая и Шестая симфонии.

Основные эстетические принципы Чайковского как художника-реалиста сформировались еще в 60—70-е годы, под общим для всего передового русского искусства этих лет воздействием эсте­тики революционных демократов.

Его творческая мысль всегда направлена к людям, к широкому кругу слушателей. «Я желал бы всеми силами души, — писал он,— чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Чай­ковский искренне и правдиво рассказывает о скорби и радости простого человека, его сомнениях, тревогах и мучительных поисках своего места в жизни, о его любви к родине, народу, родной при­роде и народному искусству. Композитор верит в духовную кра­соту человека, в его высокие моральные силы; он ярко воплощает в музыке его возвышенно-прекрасную мечту о счастье. Чутко и глубоко раскрывает Чайковский характеры людей, богатый мир их

Душевных переживаний — от светлых грез о радости до трагиче­ского отчаяния и дум о смерти.

По характеру своего дарования Чайковский прежде всего — лирик и драматург-психолог. Горький назвал его «вели­ким лириком». Таким определением он подчеркнул большую идей­ную содержательность, общественную значимость лирической по своей природе музыки Чайковского. Действительно, Чайковский сумел органично слить в своем творчестве непосредственность, сер­дечность высказываний с глубоким обобщением сложных философ­ских вопросов жизни.

Начиная с первых лет творчества, ведущее место в его музыке заняла тема борьбы человека за свое право на счастье, за право на свободное духовное развитие. Такая тема была очень актуальна для русского искусства 60—70-х годов и обусловлена общей борь­бой за освобождение народа. «Подъем чувства личности», «чувства собственного достоинства», связанный одновременно с протестом против «бессмысленных средневековых стеснений», мешающих творческому росту духовных сил человека, отмечались В. И. Ле­ниным как характерные черты эпохи революционного народни­чества.

Вместе с тем в условиях интенсивно развивающегося капита­лизма подавление и обесценивание человеческой личности стано­вилось все более очевидным. Во многих из лучших произведений русской литературы (вспомним Достоевского, «Анну Каренину» Толстого, отдельные пьесы Островского), картина столкновений человека с окружающей действительностью приобретала глубоко трагедийный характер. Среди музыкантов именно Чайковский пе­редал эту тему с особой художественной силой. Трагедийное на­чало получило у него наиболее сильное выражение в конце 80-х — начале 90-х годов, во времена разгула политической реакции.

По глубине проникновения в душевный мир человека, по тон­кости психологического анализа он может быть сопоставлен с та­кими художниками, как Толстой и Достоевский.

В соответствии с тематикой и характером дарования компози­тора сложились и основные черты его творческого облика. Чай­ковский — один из самых выдающихся в мировом искусстве ком­позиторов— мелодистов. Его музыка отличается большой на­певностью. По-вокальному звучат мелодии не только его опер и романсов, но и его инструментальных произведений. Напевность, мелодичность присущи его голосоведению, гармоническому и ор­кестровому языку. Широким песенным развитием определяется во многом и форма его сочинений. Однако при ведущем значении ме­лодики широкого дыхания, музыке Чайковского присуща также большая декламационно-речевая выразительность, во многом про­должающая традиции речитатива и музыкальной декламации Дар­гомыжского.

Истоки мелодического языка Чайковского крепко связаны с традициями русской музыки и одновременно включают в себя лучшие достижения всей европейской культуры в ее различных стилевых проявлениях. Как и кучкисты, Чайковский опирается на народно-песенное искусство, но преломляет его по-иному. В его сочинениях сказывается, в первую очередь, влияние не крестьян­ской, а городской песни и особенно — городского бытового ро­манса. В музыкальном языке Чайковского ощутимо влияние рус­ской романсовой культуры первой половины XIX века — творче­ства Гурилева, Варламова, Алябьева, Глинки и Даргомыжского. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, играющие большую роль не только в его балетах, но и в симфониях, операх, в его камерной инструменталь­ной и вокальной музыке.

Одновременно Чайковский чутко воспринял, подобно Глинке, песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского. На его творчество оказали значитель­ное воздействие оперная драматургия Моцарта и Визе, симфо­низм Бетховена и композиторов-романтиков, немецкая песенная лирика первой половины XIX века, особенно Шумана. Но твор­чески воспринимая разнообразные традиции зарубежной музыки, Чайковский всегда придавал своим сочинениям ярко выраженный русский характер. «Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях… — говорил сам композитор. — Я русский в пол­нейшем смысле этого слова». И все его творчество подтверждает правдивость и искренность этих слов.

В каждом из видов музыкального творчества Чайковский был подлинным новатором. Продолжив традиции Даргомыжского в об­ласти лирико-психологической музыкальной драмы, он впервые в русской музыке широко и многогранно раскрыл возможности этого жанра, а также затронул сферу лирико-комической оперы. Чайковский создал новый тип симфонии, которую можно назвать симфонией-драмой и симфонией-трагедией, раз­вил жанр одночастной программной увертюры и симфонической поэмы. Он явился основоположником русского классического ба­лета, внес новый яркий вклад в область фортепианного и скрипич­ного концерта, неизмеримо обогатил сферу лирического романса и фортепианной миниатюры. Наряду с Бородиным он заложил основы дальнейшего развития квартетного жанра. Чайковским создано десять опер, три балета, семь симфоний (в том числе программная симфония «Манфред»), четыре симфонических сюиты, ряд программно-симфонических увертюр, фантазий, инст­рументальных концертов, свыше ста романсов, большое количество фортепианных произведений. Обращался Чайковский и к сфере кантатно-хорового творчества, писал музыку к театральным спек­таклям. И везде, в каждой из этих областей он оставил клас­сические образцы национального музыкального искусства.

Всю свою жизнь Чайковский отдавал много сил овладению профессиональным мастерством. Он всегда проявлял исключитель­ную требовательность к себе и никогда не удовлетворялся достигнутым. Он любил труд и умел трудиться. «Без работы жизнь для меня не имеет смысла, — говорил он. — В сущности я без нее и дня прожить не могу». Стремление неустанно расширять свои зна­ния в самых различных областях науки, литературы, искусства сопровождало весь, исключительно плодотворный, путь компози­тора.

Комментирование закрыто.